22:18
Пробки:   3
$
92.3892
99.4277

Аналитика Телфин и hh.ru: 57% вакансий в телеком не требуют опыта

7 октября 2022
3758
8 мин.
2
Аналитика Телфин и hh.ru:  57% вакансий в телеком не требуют опыта

Телфин совместно с онлайн-платформой hh.ru провели анализ популярности профессий на телеком-рынке. Наибольшую группу вакансий за последние два года составляют специалисты в сфере продаж — продавцы-консультанты или продавцы-кассиры.

Исследование проводилось на базе данных hh.ru в период с 2021 года по настоящее время. Отдельно рассматривался временной слот сентября 2022 года. Всего в исследовании было проанализировано более 165 тыс. вакансий в телеком-компаниях. Так, в 2021 году в телеком-бизнесе было открыто более 128 тыс. вакансий, в среднем 10,6 тыс. вакансий в месяц. В сентябре 2022 года компании опубликовали 16,8 тыс. вакансий.

Наиболее востребованные специальности в телеком-бизнесе

Аналитики Телфин подготовили обзор Топ-5 наиболее популярных специализаций в телеком-отрасли. В перечень вошли следующие позиции — продавец-консультант или продавец-кассир, менеджер по продажам или менеджер по работе с клиентами, сервисный инженер или механик, оператор call-центра или специалист контактного центра, программист или разработчик. Однако распределение долей вакансий по этим специальностям отличается в 2021 году и в сентябре 2022 года.

Так, лидерами по количеству опубликованных вакансий остаются продавцы-консультанты и менеджеры по продажам. Спрос на этих специалистов был высоким в 2021 году и продолжил расти в сентябре 2022 года. Более чем вдвое выросла доля вакансий для операторов call-центров — с 5% до 11%. При этом в сентябре 2022 года заметно сократился спрос на более дорогих специалистов из сферы телеком. Под сокращение числа опубликованных вакансий попали специальности сервисных инженеров и программистов.

Таким образом мы видим, что в 2022 году фокус работодателей сместился с сервиса и поддержки в сторону продаж. Эта тенденция может быть объяснена частичным насыщением телеком-рынка и снижением динамики его роста. К примеру, по данным «ТМТ Консалтинг», рынок IP-телефонии продолжает расти, но с 2019 года несколько замедляет свой рост по числу новых подключаемых компаний. Это стимулирует предприятия в условиях обостряющейся конкуренции усиливать отделы продаж.

Какой требуется опыт для работы в телеком-компаниях

Один из ключевых показателей при устройстве на работу — это опыт. Однако, исследование выявило, что работодатели готовы брать специалистов даже без опыта работы в телеком-бизнесе. И в 2022 году эта тенденция укрепилась, по сравнению с 2021 годом. Так, до 57% вакансий не требуют опыта работы в телеком — приоритет отдается другим профессиональным качествам специалистов: умению вести переговоры, грамотной речи и способности работать в команде.

Если в 2021 году 39% работодателей были готовы рассматривать кандидатов с минимальным опытом в телеком-бизнесе от 1 года до 3 лет, то в 2022 году требования к соискателям упростились. Сейчас только 32% компаний обращают внимание в своих вакансиях на наличие стажа у специалистов.

Вероятнее всего, тенденция найма менее опытных кадров свидетельствует о желании вырастить с нуля собственных специалистов под конкретные задачи, связанные с особенностями той или иной организации. Также причиной может быть рост спроса на специалистов с менее серьезной профессиональной подготовкой для работы в call-центрах и отделах продаж, как было выявлено в предыдущей части исследования. Сейчас в фокусе внимания должности, где отраслевая специализация и опыт не столь значительны. Основным навыкам в телеком-отрасли можно научиться достаточно быстро, особенно если компания нанимает молодого специалиста и готова инвестировать в его развитие.

Какие навыки важны для работы в телеком-отрасли?

Описания вакансий в ИТ и телеком-бизнесе чаще всего строятся по единому шаблону и с едиными требованиями к кандидатам. Среди критериев, спрос на которые возрос в 2022 году, можно выделить: умение работать в команде, ведение переговоров, грамотную речь и свободное пользование ПК. Стоить отметить, что перечень запросов в 2021 и 2022 гг несколько отличается. Так, в 2021 году среди прочих навыков при найме компании выделяли клиентоориентированность, в 2022 году это пожелание выбыло из ключевых требований в описаниях вакансий. Сегодня клиентоориентированность — уже стандарт обслуживания.

Важно подчеркнуть, что ключевым параметром в 2021, и в 2022 году остается умение вести продажи. Эта тенденция в период экономической нестабильности свойственна не только для телеком-бизнеса, но и для других отраслей, по данным hh.ru. Кроме того, умение говорить грамотно и вести переговоры также занимают большую долю среди запросов компаний, так как именно эти навыки позволяют повысить продажи и влияют на работу сотрудников call-центров, спрос на которых возрос.

Очевидно, что в текущем году работодатели с большим интересом рассматривают начинающих специалистов. Отсутствие стажа они компенсируют коммуникабельностью и работой в команде.

Сколько получают специалисты в телеком-компаниях?

Наиболее интересный вопрос исследования касается зарплат в телеком-бизнесе. Стоит отметить, что медиана предлагаемой зарплаты в телеком-отрасли по России практически не изменилась в 2022 году и составила 40 300 рублей, в 2021 году показатель был 40 100 рублей. При этом наиболее высокие зарплаты в телеком-бизнесе в 2022 году получают сотрудники в Москве — в среднем 62 000 рублей. Самая низкая оплата труда зафиксирована в телеком-компаниях Курганской области — 26 300 рублей.

Несмотря на то, что средняя зарплата по стране остается неизменной, в 18 регионах компании из сферы телеком снизили предлагаемые зарплаты в сентябре 2022 года. Максимальное сокращение зарплаты было в Костромской области на 14,42%, что релевантно 26 700 рублей. Также Курганская область как анти-лидер по средней зарплате по стране попала в тройку регионов с наиболее сильным сокращением зарплаты в телеком — на 12,33%. Стоит также отметить, что средние зарплаты в телеком-компаниях Москвы и Санкт-Петербурга также стали ниже — на 8,82% до 62 000 рублей в Москве и на 9,78% в Северной столице до 52 600 рублей.

Медиана зарплаты в 18 регионах, где сократилась оплата в телеком-бизнесе, равняется сегодня 35 428 рублей. В 2021 году медиана зарплаты в телеком-бизнесе в этих же регионах была 38 172 рублей. Показатель уменьшился почти на 8%. Согласно данным аналитиков Телфин, сокращение зарплат именно в этих регионах может быть связано с изначально более высокими ценовыми требованиями кандидатов и тенденцией к выравниванию зарплат по всей России. Не случайно в подборку анти-рейтинга по зарплатам попали крупные города как Москва, Санкт-Петербург и регионы с исторической поддержкой телеком-кадров как Свердловская, Ленинградская, Амурская область. Ранее hh.ru уже отмечал рост спроса на специалистов по телеком и ИТ в Амурской области с начала года на 35%.

Однако не стоит пессимистично смотреть на уровень зарплат в телеком-индустрии, поскольку более 28 регионов повысили или сохранили зарплаты на уровне 2021 года. Максимальное повышение зарплат в телеком-бизнесе были в республике Хакасия — на 25%, что соответствует сумме 37 500 в 2022 году. Ранее специалисты в республике получали в среднем 30 000 рублей.

В 2021 году компании из числа лидеров по зарплатам в среднем готовы были платить сотрудникам 36 289 рублей. В 2022 году медиана предлагаемой зарплаты телеком-профессионала в этих регионах составила 40 461 рублей.

«Разброс по заработной плате в регионах сокращается. В некоторых регионах, где исторически компенсация была невысокой, зарплата выросла до уровня областей с более высокими зарплатами. Это может быть связано с тем, что за время пандемии телеком-специалисты стали чаще работать удаленно без привязки к определенным крупным городам. Таким образом, работодатели более не ограничены регионами пребывания и могут привлекать удаленные команды из любых городов страны. Именно это и повлияло на выравнивание заработной платы, что привело к изменению предложений работодателей по всей стране», — прокомментировала Мария Игнатова, руководитель службы исследований hh.ru.

«Мы видим, как телеком-компании смещают фокус при подборе сотрудников и все чаще рассматривают кандидатов без опыта работы в отрасли. Это можно объяснить тем, что, имея в арсенале решения, позволяющие легко контролировать работу линейных менеджеров, предприятия могут набирать молодых специалистов без опыта и “растить” их под себя. Ведь инструменты телефонии в частности позволяют новым сотрудникам быстро погрузиться в рабочий процесс, а базы знаний, регламентированные и автоматизированные бизнес-процессы заменяют им накопленный опыт и отраслевую экспертизу. На первый план выходят такие качества соискателей, как навыки пользования современными программными решениями и облачными сервисами, коммуникабельность, умение работать в команде. При этом дополнительно в требованиях к кандидатам появляются новые пункты: грамотная речь, умение вести переговоры. Это связано как со спецификой закрываемых вакансий, так и с появлением технологий для отслеживания подобных метрик и оценки по ключевым для компании показателям», — прокомментировала Тюрина Мария, генеральный директор Телфин.

Персоны1 и Компании1 в новости

Генеральный директор компании «Телфин»
1 место
Телфин
1 место
Раздел:
Источник фото:
coin-insider.ru

Общественная редакция в Санкт-Петербурге

Мы разработали способ поддержки региональных независимых сюжетов, волнующих местных жителей. Мы собираемся использовать его для развития "Общественной редакции", нового дома для лучших региональных журналистов.  Чтобы это сделать, мы нуждаемся в вашей помощи.
В рамках проекта планируется дальнейшее построение "Общественной редакции", членами которой становится каждый подписчик с правом голоса. Все важнейшие вопросы в деятельности Редакции решаются путем открытого голосования. Финансирование Редакции осуществляется за счет ежемесячных пожертвований подписчиков. Узнать больше
Потапова Алёна

Директор по развитию
Население
8119602448
Умерли за год
19026714
Родились за год
46809084